
Когда ищешь производителей SMC инженерной серии, сразу натыкаешься на парадокс: все обещают 'европейское качество', но по факту половина даже пресс-формы нормально рассчитать не может. Особенно раздражает, когда под инженерной серией подразумевают просто литьё толстостенных корпусов без всякого расчёта на нагрузки.
Вот берём для примера ООО 'Сычуань Шису Материаловедение и Технологии' - их сайт https://www.scssclkj.ru сразу видно, что люди работают с пресс-материалами осознанно. Не просто штампуют панели, а вникают в полимерные композиты. Но и у них в начале были косяки с адгезией покрытий к SMC-матрице, помню по их ранним образцам.
Именно инженерная серия должна предполагать не просто формование, а полный цикл: от подбора смолы до испытаний готовых изделий на ударную вязкость. Многие недооценивают важность контроля степени отверждения в разных сечениях изделия - отсюда и войны с трещинами возоду крепёжных отверстий.
Кстати, их кашпо SMC по индивидуальному заказу - хороший пример, где инженерный подход виден. Не просто 'сделали чашу', а рассчитали рёбра жёсткости с учётом морозостойкости и УФ-стабильности. Хотя в 2019 они ещё лепили подложки из GMT там, где надо было сразу в пресс-форме ребра формировать.
С автомобильными SMC-компонентами вообще отдельная история. Видел как минимум три завода, которые не могли выйти на стабильное качество кронштейнов радиатора - плавали усадочные напряжения, геометрия 'гуляла' после термоциклирования.
У Сычуань Шису в этом плане интересный подход: они для автокомпонентов держат отдельную линию с подогревом пресс-форм, что решает проблему с недопрессовкой углов. Но и это не панацея - как-то пришлось им переделывать всю систему вентиляции пресс-формы для крупногабаритной панели пола, когда столкнулись с пустотами в рёбрах жёсткости.
Зато их сантехника SMC - уже вполне отработанная история. Раковины и поддоны идут с равномерной плотностью, что критично для последующего монтажа фурнитуры. Хотя признаться, первые партии потолочных панелей у них получались с волнистостью поверхности - недодерживали под давлением, экономили на цикле.
Самое сложное в SMC - не само прессование, а подготовка шихты. Видел как на одном производстве пытались сэкономить на дисперсии наполнителей - получили расслоение матрицы после 6 месяцев эксплуатации панелей на фасаде.
Упомянутая компания здесь достаточно педантична: отслеживают вязкость смолы перед пропиткой, что редко встретишь у среднестатистического производителя SMC инженерной серии. Но и они прошли через этап, когда из-за несбалансированной системы инициаторов получали 'сырые' изделия с низкой теплостойкостью.
Интересно, что для потолочных панелей SMC им пришлось разрабатывать специальный профиль экструдера - стандартные шнеки не обеспечивали нужной дегазации. Это к вопросу о том, почему 'инженерная серия' всегда дороже - тут каждый узел требует кастомизации.
Многие уверены, что для SMC инженерной серии достаточно гидравлического пресса на 1000 тонн. Реальность же показывает, что важнее система подогрева плит и точность позиционирования полуформ. На том же https://www.scssclkj.ru видно, что они используют прессы с термостатируемыми плитами - нечастое решение для российского рынка.
Запомнился случай, когда они пытались адаптировать китайский пресс для изготовления автомобильных компонентов SMC - в итоге пришлось полностью менять гидравлическую схему, потому что не выдерживалась скорость нагружения на этапе предварительного поджатия.
Сейчас уже отработали технологию съёма изделий с помощью пневматических демпферов - мелочь, а снижает процент брака по царапинам. Кстати, для сантехники SMC это особенно важно - эстетика поверхности не менее критична, чем прочность.
Сейчас многие производители SMC инженерной серии увлеклись 'нанонаполнителями', но практика показывает, что для 80% применений достаточно правильно подобранного стекловолокна и кальцита. ООО 'Сычуань Шису' в этом плане придерживается разумного консерватизма - не гонятся за модными тенденциями, а отрабатывают классические рецептуры.
Хотя их эксперименты с базальтовым волокном для автомобильных компонентов заслуживают внимания - получилось снизить вес без потери жёсткости. Правда, стоимость вышла на грани рентабельности, так что в серию пока не пошло.
А вот от идеи с биоразлагаемыми смолами для инженерной серии они вовремя отказались - технические характеристики не вытягивали даже на минимальные требования. Это вообще частая ошибка: пытаться совместить экологичность с инженерными задачами, где на первом месте всегда эксплуатационные характеристики.
Когда оцениваешь производителей SMC инженерной серии, всегда смотри не на красивые образцы, а на их брак. У Сычуань Шису, к примеру, в браке в основном мелочёвка по геометрии, а вот расслоения или непропрессы почти не встречаются - это говорит о стабильности процесса.
Обязательно запросите протоколы испытаний именно по вашему типу нагрузок - многие делают тесты на статическую прочность, но забывают про циклические нагрузки. Для автомобильных компонентов SMC это вообще критичный параметр.
И смотрите на оснастку - если пресс-формы делались 'на коленке', то даже с лучшими материалами нормальной инженерной серии не получить. Тут как раз пример положительный: у этих ребят формы с системами вакуумной дегазации, что для ответственных изделий обязательно.