
Если честно, когда вижу запросы про 'основных покупателей' полимерно-песчаных люков в Йошкар-Оле, всегда хочется уточнить: а вы про тех, кто закупает тоннами для муниципальных нужд, или про частников, что берут штучно для коттеджей? У нас в ООО ?Сычуань Шису Материаловедение и Технологии? с этим столкнулись сразу — в 2023 году как раз запускали тестовую партию люков для того региона. И да, основная масса заказов шла от подрядчиков, работающих с программой ?Благоустройство городской среды?, но тут есть нюанс...
В годах мы анализировали цепочку поставок через наш сайт scssclkj.ru — из 37 заявок с пометкой ?Йошкар-Ола? 28 были от организаций типа ?Водоканал? и ?Теплосети?. Но! Там не просто ?купили и установили?. Например, в ноябре 2022-го был заказ на партию люков с усиленными ребрами жесткости — как позже выяснилось, для замены на улице Воинов-Интернационалистов, где обычные модели трескались от грузового транспорта. Вот это и есть основный покупатель — не абстрактный ?город?, а конкретный подрядчик с госконтрактом, у которого техзадание требует определенные параметры нагрузки.
Кстати, о нагрузках. Мы изначально делали ставку на класс прочности А15 (для пешеходных зон), но в Йошкар-Оле чаще запрашивали В125 — для проезжей части. Пришлось пересматривать литьевые формы, увеличивать процент полимерной связки. Помню, в феврале 2023-го отгрузили пробную партию в коттеджный поселок под Йошкар-Олой, так там во дворах ставили люки с декоративными узорами ?под чугун?. Это к вопросу о том, что полимерно песчаные люки — не только утилитарный продукт.
Ошибкой было считать, что частный сектор — второстепенный клиент. В 2024-м к нам через scssclkj.ru обратился застройщик из микрорайона ?Сомбатхей? — заказал 80 люков с логотипом компании для ливневой канализации новостроек. Вот вам и тнмк йошкар ола — не только госзакупки, но и коммерческие объекты, где важна скорость поставки и точное соответствие ТУ.
На совещании у гендиректора ООО ?Сычуань Шису Материаловедение и Технологии? в прошлом году приводили цифры: в том же Татарстане доля полимерных люков в новом строительстве выросла с 15% до 40% за три года. Но в Йошкар-Оле динамика скромнее — около 25%. Почему? Местные подрядчики часто ссылаются на ?привычку? заказчиков к чугуну. Хотя наши испытания показывают, что при правильной рецептуре (песок фракцией 0,5-1,2 мм + ПНД не менее 30%) люк выдерживает циклы заморозки лучше, чем серый чугун марки СЧ20.
Был курьезный случай: в 2023-м поставили партию люков для теплотрассы в Западном районе Йошкар-Олы, а через месяц получили рекламацию — мол, крышки ?проваливаются?. Приехали, смотрим — а там монтажники не убрали подрезку литников, из-за чего нарушилась плоскость опоры. Пришлось проводить выездной семинар для рабочих. Это к вопросу о том, что технологии монтажа для полимерно песчаные изделий — отдельная тема.
Сейчас экспериментируем с добавкой УФ-стабилизаторов — в Йошкар-Оле заметили, что на солнечных участках (например, на набережной Малой Кокшаги) цвет люков за сезон выгорает на 15-20%. Пробуем состав с сажей марки П324 — пока результаты обнадеживают, но стоимость выросла на 8%. Для муниципальных заказчиков это критично, а частники готовы платить за эстетику.
Через сайт scssclkj.ru мы изначально принимали заказы ?под производство?, но для Йошкар-Олы пришлось арендовать складской модуль в промзоне — потому что подрядчики требуют отгрузку в течение 3-5 дней. В октябре 2023-го был провал: не смогли выполнить заказ на 120 люков для школы №12 — наш основной склад в Казани оказался перегружен, а транзит через Чебоксары занял 11 дней. Пришлось компенсировать простой.
Сейчас держим на складе в Йошкар-Оле не только стандартные модели ДК-1 и ДК-2, но и специализированные — для газовых сетей (с перфорацией для дегазации) и телефонной канализации (с замковым соединением). Кстати, для газовиков важно, чтобы крышка не искрила — тестировали образцы на трение, добавляли антистатические присадки. Это та деталь, которую не увидишь в ГОСТ, но без нее не подпишут акт ввода в эксплуатацию.
Цена вопроса: если для Казани мы можем позволить себе доставку сборными грузами, то для Йошкар-Олы чаще используем прямые рейсы — даже при минимальном заказе 50 штук. Себестоимость выше, но иначе теряем в конкуренции с местными производителями вроде ?Марийскполимер?. Хотя у них проблема с геометрией отливки — люки бывают ?ведет? на 2-3 мм, что критично для укладки на асфальт.
В Йошкар-Оле специфические почвы — высокий уровень грунтовых весной, плюс противогололедные реагенты с хлоридами. Наши первые люки в 2022-м местами показали коррозию арматурного каркаса (да, мы используем стальную сетку 4 мм внутри). Пришлось переходить на оцинкованную сталь и увеличивать толщину стенки до 8 мм в нижней части.
Летом 2023-го по просьбе заказчика из АО ?Йошкар-Ола Водоканал? разработали люк с ребрами жесткости в виде сот — для распределения нагрузки на слабых грунтах. Испытали на полигоне в посёлке Медведево — выдерживает 12 тонн вместо заявленных 10. Но серийно не пошло — дороже на 15%, а по госконтрактам цена решает всё.
Сейчас работаем над облегченной версией для пешеходных зон — например, для парка культуры им. 400-летия Йошкар-Олы. Там важна не только нагрузка, но и шумопоглощение — чугунные крышки гремят при закрытии, а полимерные почти бесшумны. Добавляем в состав каучуковую крошку, испытания идут.
Если смотреть на годы, основной рост в Йошкар-Оле будет не в классических люках, а в комбинированных решениях. Например, люк-газонница (с прорастанием травы) для экопарковок — уже есть предзаказ от ТЦ ?Лагуна?. Или люки со встроенными датчиками контроля уровня стоков — пилотный проект с Марийским государственным университетом.
Главный барьер — ментальный. Многие заказчики до сих пор считают полимерные люки ?ненадежными?, хотя испытания в НИИ ?ВОДГЕО? показали, что при температуре -45°C (а такие в Марий Эл бывают) наши образцы сохраняют ударную вязкость в 2,5 раза выше, чем чугунные. Но чтобы это доказать, приходится возить образцы по стройплощадкам и буквально показывать тесты молотком.
Вывод: основный покупатель в Йошкар-Оле — это не статичная категория. Сегодня это муниципальный подрядчик, завтра — УК новостроек, послезавтра — владелец АЗС. И под каждого нужны свои аргументы, своя логистика и часто — доработка конструкции. Мы в ООО ?Сычуань Шису Материаловедение и Технологии? сейчас как раз переформатируем складскую программу под эту логику.