
Когда слышишь 'тяжелый тип', многие сразу представляют чугун, но полимерно-песчаные люки бывают разной нагрузки — и вот с классами от D400 уже начинаются подводные камни.
В ГОСТ 3634-99 четко прописано: тяжелые люки должны держать минимум 25 тонн. Но на деле испытания показывают, что некоторые образцы трескаются уже при 15-18 тоннах из-за нарушения пропорций песка и полимера. Мы в ООО ?Сычуань Шису Материаловедение и Технологии? как-раз тестировали партию для дорожных служб — три из десяти крышек не прошли проверку на цикличную нагрузку.
Ключевой момент — армирование. Если производитель экономит на стекловолокне или использует неотсортированный песок, люк будет 'играть' под грузовиками. Помню, в Новосибирске заменили чугунные люки на полимерно-песчаные, а через полгода на кольце появились сколы. Разбирались — оказалось, песок был с глинистыми примесями.
Еще частый косяк — литники располагают без учета вектора нагрузки. На нашем стенде видно, что при смещении точек инжекции на 2 см прочность падает на 12-15%. Поэтому сейчас для люк полимерно песчаный тяжелого типа мы делаем пресс-формы с расчетом на вертикальное давление + боковые усилия от шин.
Изначально многие используют полиэтилен низкого давления — дешево и просто. Но при морозах ниже -35°C он становится хрупким. Для тяжелых условий мы перешли на композит ПНД+полипропилен в соотношении 70/30 — трещиностойкость повысилась в 1.8 раза.
Важный нюанс — температура плавления. Если перегреть смесь до 190°C, полимер теряет эластичность. Как-то пришлось брать бракованную партию у конкурента — их люки крошились по краям. Вскрытие показало: термостат печи не держал 170°C, перепады доходили до 210°C.
Сейчас на https://www.scssclkj.ru мы указываем не просто 'тяжелая серия', а конкретные параметры: плотность от 1.65 г/см3, содержание песка 75-78%, морозостойкость циклов F200. Это важно для северных регионов — в Якутии наши люки стоят уже 4 года без деформаций.
Обращали внимание, что у чугунных люков ребра жесткости идут по спирали? В полимерно-песчаных часто делают радиальные — и это ошибка. Мы после испытаний вернулись к асимметричному расположению ребер, как в классическом ГОСТовском дизайне.
Толщина стенки — отдельная история. Если сделать больше 8 мм — вес растет нелинейно, дороже логистика. Меньше 6 мм — прогиб при точечной нагрузке. Нашли компромисс: основное полотно 6.5 мм + усиление по периметру до 9 мм. Для люк полимерно песчаный тяжелого типа это оказалось оптимально.
Замок — многие недооценивают конусность. Без грамотного угла (у нас 5-7°) крышку высасывает вакуумом от проезжающих фур. В Краснодаре был случай — люки 'выпрыгивали' после ливня, когда вода создавала разрежение. Переделали посадку — проблема исчезла.
Идеальный вариант — кварцевый песок фракцией 0.8-1.2 мм с обогащением. Мелкие фракции (до 0.5 мм) создают излишнюю вязкость, крупные (свыше 2 мм) — точки напряжения. Мы закупаем уральский песок, но перед использованием пропускаем через воздушный сепаратор — убираем пылеватые частицы.
Влажность — бич производства. Если песок не досушить до 0.3%, в процессе литья образуются паровые раковины. Как-то в летнюю партию попал песок с 2% влаги — 30% люков пошли в брак с внутренними полостями.
Интересный эксперимент проводили: добавляли 3% молотого стекла в песчаную смесь. Прочность на сжатие выросла на 8%, но стоимость производства подскочила. Для серийного люк полимерно песчаный тяжелого типа нерентабельно, хотя для спецзаказов используем.
Самая показательная история — установка наших люков на складе портовой техники в Находке. Вилочные погрузчики по 8 тонн, постоянные развороты. Через год осмотрели — следы износа минимальные, а вот китайские аналоги (которые позиционировались как 'тяжелые') треснули по седлу.
Еще важный момент — антискользящее покрытие. Стандартные насечки быстро забиваются грязью. Мы перешли на рельеф 'шагрень' глубиной 1.2-1.5 мм — даже в гололед коэффициент сцепления 0.65.
Сейчас через сайт scssclkj.ru часто запрашивают люки для АЗС — там особые требования к искробезопасности. Добавляем в состав антистатические присадки, хотя это и удорожает продукцию на 12%. Но для люк полимерно песчаный тяжелого типа безопасность первична.
Когда видишь предложения по 1800 рублей за люк — понятно, что там либо тонкостенные, либо с нарушенной рецептурой. Наше производство ООО ?Сычуань Шису Материаловедение и Технологии? держится на том, что не экономим на первичном сырье — берем только ПНД марки 273-83, не переплавляем отходы.
Логистика — отдельная статья. Тяжелый люк весит 55-60 кг, а чугунный все 80. Но за счет штабелирования (до 8 штук) получается выгоднее перевозить. Правда, требуем от грузчиков использовать мягкие стропы — жесткие тросы оставляют вмятины на кромке.
В перспективе экспериментируем с добавлением базальтового волокна вместо стеклянного — пока дорого, но на разрыв прочность интересная. Для мостовых переходов может подойти, но это уже тема для отдельного разговора.