
До сих пор встречаю мнение, будто полимерные люки - это 'пластик', который треснет под первой же машиной. На деле современные композитные СМС-материалы по ряду параметров превосходят чугун, особенно в условиях российских коммунальных сетей.
Когда впервые столкнулся с продукцией ООО 'Сычуань Шису Материаловедение и Технологии', тоже скептически оценивал их каталог. Но на испытательном стенде их люк колодезный полимерный выдерживал нагрузки до 15 тонн без деформации - для пешеходных зон и дворовых территорий более чем достаточно.
Ключевое отличие от дешёвых аналогов - армирование стекловолокном в SMC-материале. Видел как кустарные производители пытаются экономить на составе смолы, из-за чего крышки буквально расслаиваются после двух циклов заморозки.
Кстати, их технолог на https://www.scssclkj.ru показывал лабораторные тесты - при -50°C ударная вязкость сохраняется на уровне 85% от первоначальной. Для северных регионов критически важно.
В 2019 году в Казани заменили 120 люков на полимерные, но в трёх случаях возникли проблемы с прилеганием. Оказалось, нужно тщательнее готовить опорное кольцо - допуск всего 2-3 мм, а мы работали по старым нормативам.
Ещё нюанс: установщики по привычке били молотком по крышке для центровки. С люком колодезным полимерным это недопустимо - могут появиться микротрещины в местах контакта с металлическим ободком.
Сейчас разработали простую инструкцию: сначала выверяем горизонт опорного кольца, потом наносим полимерный герметик, и только затем укладываем крышку. За последний год - ноль рекламаций.
Директора ЖКХ до сих пор опасаются переходить на полимерные решения, хотя цифры говорят сами за себя. Чугунный люк обходится в 2.5 раза дороже при доставке, плюс постоянные кражи на металлолом.
У ООО 'Сычуань Шису Материаловедение и Технологии' интересное решение - в массу добавляют специальные присадки, делающие материал бесполезным для переплавки. После этого воровство сократилось на 90% в пилотных районах.
Расчётный срок службы их люка колодезного полимерного - 30 лет, но пока наблюдаем за первыми установленными образцами 2015 года. Пока кроме естественного выцветания никаких дефектов.
Ремонтникам нравится, что крышки весом 45-50 кг можно снимать без спецтехники. Особенно оценили в частном секторе, где доступ тяжелой техники ограничен.
Заметил интересный эффект: зимой люк колодезный полимерный не примерзает так сильно, как чугунный. Видимо, из-за другой теплопроводности. В прошлую зиму на аварийных выездах экономили до 15 минут на каждом колодце.
Ещё момент: при производстве можно сразу закладывать цвет в массу - не нужно регулярно подкрашивать, как стальные люки. Для исторических центров городов это удобно - подбирают оттенок под брусчатку.
Хотя продукция ООО 'Сычуань Шису Материаловедение и Технологии' показывает стабильные результаты, есть замечания по маркировке. На некоторых моделях обозначения стираются через 2-3 года - нужно либо углублять символы, либо применять более стойкие красители.
Также стоит доработать систему замков - существующие достаточно простые, а для автодорог нужны более сложные механизмы фиксации.
В целом же за полимерными люками будущее, особенно с учётом развития композитных материалов. Главное - не гнаться за дешевизной и работать с проверенными производителями, которые обеспечивают полный цикл контроля качества.